Государственное автономное учреждение культуры Свердловской области "Свердловский государственный академический театр драмы"

портреты4.jpg

Булгаков
Михаил Афанасьевич

Родился 3 (по новому стилю - 15) мая 1891 г. в Киеве: старший сын доцента Киевской духовной академии Афанасия Булгакова - всего в семье было семеро детей.

В 1909 г., спустя два года после смерти отца, Михаил окончил Первую Александровскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета, в 1916 г. получив диплом об утверждении "в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской империи сей степени присвоенными".

В 1915 г. Булгаков вступает в свой первый брак - с Татьяной Лаппа, дочерью управляющего Казенной палаты. Несмотря на помощь родителей невесты - отец Татьяны присылал дочери на месяц 50 рублей, что тогда считалось вполне достойной суммой, - молодожены никогда не знали достатка. Татьяна так вспоминала о дне свадьбы: "Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже - я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчание - пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку...". Деньги - и полученные от родственников, и заработанные самим Михаилом - в кошельке не залеживались: Булгаков не любил экономить и мог легко спустить последнее на такси или ресторанные посиделки. Средств требовало и его пагубное пристрастие: с 1917 г. он принимал морфий, сначала - желая облегчить аллергию на антидифтерийный препарат, принятый во избежание заражения после трахеотомии, проведенной больному ребенку, потом - по привычке, победить которую смог только через полтора года при активном содействии врачей.

В начале февраля 1919 г., как военный врач, Булгаков был мобилизован в армию Украинской Народной Республики, из рядов которой - при отступлении войск из Киева - успешно дезертировал. В конце лета, по одной из версий биографов, попал на службу в Красную армию, с которой в октябре вернулся в родной город, где в ходе уличных боев перешел на сторону Вооруженных сил Юга России (возможно, попал к ним в плен) и стал военным врачом III Терского казачьего полка. В его составе принимал участие в походе против восставших чеченцев и немногим меньше месяца работал в военном госпитале во Владикавказе.

Измотанный и больной, в конце 1919 г. Булгаков навсегда расстается с медициной. Его первые литературные опыты относятся к 1916 г., затем - летом - в начале осени 1919 г. пишет "Наброски земского врача", рассказы "Недуг" и "Первый цвет", а в ноябре этого же года впервые публикуется в прессе - газета "Грозный" печатает его фельетон "Грядущие перспективы". В 1920 г. Булгаков становится заведующим литературным отделом (Лито) подотдела искусств Владикавказского ревкома, затем возглавляет и театральный отдел (Тео), параллельно читая лекции перед спектаклями местного Русского театра, и пишет свою первую пьесу - премьера "Самообороны" (юморески в одном действии) состоялась на сцене Первого Советского театра Владикавказа 4 июня 1920 г.; через несколько месяцев здесь же выходит спектакль "Братья Турбины (Пробил час)". В автобиографии от 1924 г. Булгаков вспомнит этот период так:  "Жил в далекой провинции и поставил на местной сцене три пьесы. Впоследствии в Москве, в 1923 г., перечитав их, торопливо уничтожил. Надеюсь, что нигде ни одного экземпляра не осталось". По иронии судьбы, суфлерская копия пьесы "Сыновья муллы", которую "добрый" автор в рассказе "Богема" поставил на первое местов возможном конкурсе "самых бессмысленных, бездарных и наглых пьес", через сорок лет все-таки была обнаружена.

В 1921 г., сменив Владикавказ сначала на Тифлис, затем на Батум, а потом и на Киев, Булгаков с женой наконец-то "оседают" в Москве. Здесь, после недолгой службы в должности секретаря Литературного отдела Главполитпросвета при Наркомпросе, Булгаков начинает активно сотрудничать с московской редакцией берлинской газеты "Накануне", с газетами "Гудок" и "Рабочий", журналом "Медицинский работник" (публикация "Записок юного врача"), "Россия", "Возрождение" (публикация "Записок на манжетах" и романа "Белая гвардия"). В 1925 г. выходит первый сборник рассказов "Дьяволиада", вызвавший бурную дискуссию литературной критики. В 1925 г. Булгаков регистрирует второй брак - с Любовью Белозерской.

5 октября 1926 г. на сцене Московского художественного театра состоялась премьера спектакля "Дни Турбиных" (реж. И. Судаков, худ. руководитель постановки К. Станиславский), а 28 октября Театр им. Евг. Вахтангова представил публике комедию "Зойкина квартира" (реж. А. Попов) - наконец-то исполнилась мечта Булгакова о воплощении его произведений на столичной сцене! Главрепертком разрешил показ "Турбиных" только на год, но позже дата окончания проката несколько раз смещалась - главным образом по причине благосклонного отношения к постановке со стороны Иосифа Сталина. В своих выступлениях глава государства то соглашался с тем, что "Дни Турбиных" - "антисоветская штука, и Булгаков не наш", то утверждал, что впечатление от них в конечном счете положительное для коммунистов (письмо В. Биллю-Белоцерковскому, опубликованное самим Сталиным в 1949 г.). Оба спектакля были необычайно популярны у зрителя: за два месяца "Дни Турбиных" показали в МХТ 50 (!) раз, а через два года спектакль, несколько раз снятый с афиши и вновь восстановленный, "отметил" 200 показ. Одновременно в прессе проходит масштабная и крайне резкая критическая кампания в отношении творчества Булгакова: по его собственным подсчетам, за все время его литературной карьеры вышло 298 "ругательных" рецензий и лишь 3 благожелательных!

К 1930 г. произведения Булгакова перестали издавать, к постановке запретили "Бег", "Зойкина квартира", "Багровый остров" и "Кабала святош", спектакль "Дни Турбиных" сняли с проката. 28 марта Булгаков  пишет письмо Правительству страны с просьбой определить его судьбу - либо "приказать в срочном порядке покинуть пределы СССР", либо "дать работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера. Я прошу о назначении меня лаборантом-режиссером в 1-й Художественный Театр. Если меня не назначат режиссером - я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя - я прошусь на должность рабочего сцены. Если же и это невозможно, я прошу Советское Правительство поступить со мной как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего пять пьес, известного в СССР и за границей, налицо, в данный момент, - нищета, улица и гибель". 18 апреля Булгакову позвонил Сталин, порекомендовавший опальному писателю устроится режиссером в МХТ, где он и служил с 1930 по 1936 гг., в 1935 попробовав себя и на актерском поприще - в роли Судьи в спектакле "Пиквикский клуб" по Диккенсу.

В 1932 г. МХТ - единственному в СССР - вновь разрешили показ "Дней Турбиных". В 1936 г. на этой же сцене состоялась (после почти пятилетнего репетиционного периода) премьера спектакля "Кабала святош": постановка прошла всего 7 раз и "удостоилась" разгромной статьи в газете "Правда", после которой спектакль с проката сняли. Все дальнейшие попытки самого Булгакова и сочувствующих ему театров поставить ту или иную пьесу опального автора не увенчаются успехом - даже при наличии документально оформленных договоренностей и формальной благосклонности цензуры премьеры срываются. Через несколько месяцев после "провала" "Кабалы..." Булгаков уходит из МХТ: отныне он - либреттист и переводчик Большого театра: в 1937 г. работает над либретто "Минин и Пожарский" и "Петр I", в 1939 г. - над либретто "Рашель" и одновременно над пьесой о Сталине "Батум", премьера которой не состоялась уже не по зависящим от цензуры соображениям: главный герой счел неуместным создание спектакля о себе. После этого события здоровье Булгакова резко ухудшается, он теряет зрение, врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз, облегчить болевые симптомы которого пациент вновь пытается с помощью морфия: следы наркотика много позже были обнаружены на страницах рукописи романа "Мастер и Маргарита".

10 марта 1940 г. Михаил Булгаков скончался. Он похоронен на Новодевичьем кладбище под камнем, прозванным "голгофой", ранее лежавшем на могиле Николая Гоголя.

Премьера спектакля "Гамлет" - через -578 дней!