Государственное автономное учреждение культуры Свердловской области "Свердловский государственный академический театр драмы"

Уайльд.jpg

Уайльд
Оскар

Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд – британо-ирландский поэт, писатель, эссеист, один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, крупнейшая фигура европейского декаданса. Идеи и настроения своего времени он выразил в эпатажном противостоянии общественному мнению. Все тривиальное его раздражало, все безобразное его отталкивало. Единственным спасением от пошлости, скуки и монотонного однообразия мира официоза Уайльд с юности полагал Искусство – слово, которое он неизменно писал с заглавной буквы. Искусство никогда не представлялось ему средством борьбы, но казалось «верной обителью Красоты, ...где хотя бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира».

Родился 16 октября 1854 года в Дублине в весьма известной семье. Отец, сэр Уильям Роберт Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов; мать – леди Джейн Франческа Уайльд – светская дама и поэтесса, повсеместно славилась своей экстравагантностью и любовью к театральным эффектам. Огромное влияние на характер, манеры и жизненные установки Оскара оказала атмосфера литературного салона матери, где и прошли юные годы будущего великого писателя. Именно здесь истоки присущих Уайльду страсти к позе и подчеркнутого аристократизма. Окончив школу с золотой медалью, в колледже Уайльд изучал античную историю и культуру. В 1874 году он выиграл стипендию на обучение в Оксфорде, где сумел обрести желаемую репутацию человека, блистающего без особых усилий. Здесь же оформилась его особая философия искусства.

По окончании университета Оскар переселился в Лондон и быстро влился в светскую жизнь: им стали «угощать» посетителей салонов, сдабривая приглашение словами: «Приходите обязательно, сегодня будет этот ирландский остроумец». Он совершает «самую необходимую» для английского «света» революцию – переворот в моде, появляясь в обществе в самолично придуманных невероятных нарядах.

В 1890-е практически все творчество Уайльда сопровождалось громкими общественными скандалами. Первый из них возник при появлении «Портрета Дориана Грея» (единственного романа Уайльда), когда широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. В ответ на 216 (!) рецензий Уайльд написал более десятка открытых писем, объясняя, что Искусство не зависит от морали. В 1891 г. роман со значительными дополнениями выходит отдельной книгой, и Уайльд дополняет свой шедевр особым предисловием, которое становится отныне манифестом эстетизму – тому направлению и той религии, которые он и создал.

Далее, в 1893 году, английская цензура запретила к постановке драму «Саломея», написанную на французском языке для Сары Бернар. Здесь обвинения в развращенности автора были куда серьезнее, поскольку в декадентскую стилистику Уайльд перевел библейский сюжет. Сценическую историю пьеса обрела лишь в начале ХХ в., с расцветом символизма: в 1903 г. ее поставил знаменитый немецкий режиссер Макс Рейнхарт; в 1905 г. Рихард Штраус написал по мотивам пьесы оперу; в 1917 г. в России прогремел спектакль Александра Таирова с А. Коонен в главной роли.

Но главный скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю его жизнь, разразился в 1895 г., вскоре после премьеры последней комедии драматурга. Уайльд, обороняясь от общественного обвинения в гомосексуализме, подал в суд на маркиза Куинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа. Однако Дуглас, фактически разлучивший Уайльда с семьей и бывший у него на роскошном содержании в течение трех лет, на суде выступил свидетелем обвинения. Уайльд был осужден за безнравственность и приговорен к тюремному заключению.

Свой срок Уайльд отбывал сначала в Пентовилле и Уандсворте (тюрьмах, предназначенных для совершивших особо тяжкие преступления и рецидивистов), а затем был переведен в Рединг, где находился полтора года. Тюрьма полностью сломила его: большинство былых друзей от него отвернулис, Альфред Дуглас ни разу не приехал и ни разу не написал. В тюрьме Оскар узнает о кончине матери и эмиграции жены и сыновей, сменивших фамилию «Уайльд» на «Холланд».  Пьесы драматурга были исключены из репертуаров театров, его имя оказалось под фактическим запретом. Единственным коллегой Уайльда, ходатайствовавшим о его помиловании – правда, безуспешно – стал Б. Шоу. В заключении Уайльд пишет горькую исповедь в форме письма Дугласу, которую называет Epistola: In Carcere et Vinculis (лат. «Послание: в тюрьме и оковах»), позже переименованную Робертом Россом в De Profundis (лат. «Из глубины) и опубликованную только после смерти автора.

Освободившись в 1897 г., Уайльд перехал во Францию и сменил имя на Себастьяна Мельмота, заимствуя фамилию из готического романа «Мельмот Скиталец» Чарльза Метьюрина. Через год под псевдонимом С.З.З. (тюремный номер Оскара – камера № 3 на третьем этаже блока С) опубликовал свое последнее произведение – «Балладу Редингской тюрьмы». Всего творческое наследие Уайльда включает в себя несколько десятков текстов, в т. ч. пьесы, повести, сказки, рассказы, поэмы, стихотворения в прозе, эссе и эстетические миниатюры.

Умер Уайльд 30 ноября 1900 г. в Париже. 

Премьера спектакля "Гамлет" - через -578 дней!