Государственное автономное учреждение культуры Свердловской области "Свердловский государственный академический театр драмы"

Заградник.jpg

Заградник
Освальд

Родился 16 ноября 1932 г. в городе Великий Бычков в Чехословакии (сейчас территория Закарпатской Украины).

Окончив школу, устроился работать электротехником на завод "Хемосвит" в городе Свите. Через три года поступил в Карлов университет в Праге, где изучал философию и психологию, завершив образование в 1957 г. Став дипломированным специалистом, Заградник работал сначала методистом, а затем заведующим литературной частью Чехословацкого эстрадно-концертного агентства.

В 1968 г., уже 6 лет занимая пост режиссера Чехословацкого радио в Братиславе, дебютировал с радиопьесой "Святая невинность". Через четыре года публике была представлена первая сценическая версия пьесы "Соло для часов с боем" (режиссер Петер Микулик), премьера которой состоялась в Словацком национальном театре Братиславы 21 мая 1972 г. В течение месяца после этого знаменательного для Заградника события пьеса появилась в афише еще двух театров: через пять дней премьера "Соло..." в постановке Милана Боблы состоялась на сцене Театра им. Йонаша Заборского в Прешове, затем в театре города Острава, в Чехии, а осенью 1972 г. - в Венгерском областном театре. С тех пор "Соло для часов с боем" не прекращает своего "путешествия" по театрам Европы и России: в частности, легендарный спектакль Олега Ефремова появился во МХАТе в 1973 г.

"[пьесы Заградника] внешне не выиграшны. В них ничего не происходит - вседавным-давно произошло. Собственно, действие осталось за рамками сюжета.Собственно, сюжет, может быть, даже банален. Чудачества героев поначалузабавляют, удивляют и только. Однако нашим режиссерам эти пьесы интересны,понятны. Они умеют передать их несложное, естественное, почти реальное течениежизни, насытить его внутренним действием, логикой, душевным смыслом. Умеют объяснить и исследовать состояние героев Заградника; начать удивленно, легко, иронично по отношению к персонажам, закончить драматично, как хотел автор..."

Наталья Казьмина, "Я дам вам свой рецепт" Журнал "Театр", 1980, №8

В 1973-1976 гг. Заградник занимал должность заведующего отделом театра Секции искусств Министерства культуры Словацкой Социалистической Республики. После этого служил руководителем драматической труппы Словацкого национального театра в Братиславе, где в начале 1976 г. состоялась премьера его пьесы "Мелодия для павлина" в постановке Милоша Пиетора: здесь, как и в "Соло...", драматург размышлял о теме незащищенности человека, проблеме одиночества, поиске взаимопонимания. В 1978 г. "Мелодия для павлина" уже "звучала" со сцены Академического театра драмы им. А. С. Пушкина в Ленинграде (ныне Александринский театр), а в 1979 г. "Мелодию..." на сцене Драматического театра им. Станиславского в Москве с успехом поставил Римас Туминас.

С 1979 г. Заградник был заведующим отделом Союза славянских деятелей театра, кино, телевидения и радио, где занимался идейно-творческими проблемами, на время оставив драматургическое поприще. Только в начале 80-х вышла его новая работа - "пьеса-притча" "Ошибка хирурга Моресини", которую в 1983 г. поставили на сцене Словацкого национального театра. С 1983 г. по 1989 г. зрителю были представлены "Прелюдия в миноре" (1984), "Время до рассвета" (1984), "Имя для Михала" (1985), "Посткриптум" (1986), "Рождественские полуострова" (1987), "Высокопоставленный пациент травматологии" (1989). Пьесы этого периода, за исключением "Имя для Михала" и "Рождественнские полуострова", театроведы относят к литературе соцреализма и оценивают - в сравнении с первыми текстатми Заградника - довольно скептически.

Заградника-драматурга главным образом волнуют три темы: взаимоотношение отдельного человека и общечеловеческих ценностей, война и ее влияние на формирование личности, общественные настроения на сломе эпох (последнее относится главным образом к пьесам, написанным в 80-х годах). Исследуя их, Заградник не склоняется к чрезмерной - как внешней, так и содержательной - драматизации происходящего на сцене: он пытается разрешать все конфликты через противостояние героя, оберегающего свой маленький частный мирок, и окружающего мира. И малое нередко преобразует большое - без громких криков и демонстративных слез. Главное, что говорит нам Заградник своими пьесами: "Одиночество - не норма, а ненормальность человеческой жизни".

По материалам книги Д. Подмаковой "Освальд Заградник и его предшественники: Долгая история спектакля "Соло для часов с боем"", М., 2008

 В 1987 г. Заградник стал председателем Союза словацких деятелей театра, кино, телевидения и радио, в 1990 г. - сотрудником Словацкого литературного агентства LITA, где прослужил всего год. С тех пор Заградник долгое время ничего не писал. В 1996 г. появилась пьеса "Убежище", которую в 2000 г. поставил в Московском театре им. Н. В. Гоголя Сергей Яшин, изменив название на "Долетим до Милана". Пьеса была о  новой Словакии, о том, что в нее привнесли в последнее время социальные изменения, о том, как изменился человек под действием исторических событий нового времени. Последняя пьеса и ныне здравствующего драматурга - "Плата за ошибку" - была написана им в 1998 г.

Премьера спектакля "Гамлет" - через -578 дней!