Государственное автономное учреждение культуры Свердловской области "Свердловский государственный академический театр драмы"

Цветаева.jpg

Цветаева
Марина Ивановна

Русская поэтесса, прозаик, переводчик, одна из крупнейших русских поэтов XX века.
Родилась 26 сентября (8 октября по новому стилю) 1892 г. в Москве. Ее отец, Иван Владимирович, – профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Под ее влиянием Марина начала писать стихи — не только на русском, но и на французском и немецком языках — еще в шестилетнем возрасте. После смерти матери от чахотки в 1906 г. Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца.
Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери Марина подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.
В 1910 г. Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов – «Вечерний альбом». Ее творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов – Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этот же год Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник – «Волшебный фонарь».
Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».
На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 гг.).
В 1911 г. Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном; в январе 1912 г. вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).
В 1913 г. выходит третий сборник — «Из двух книг».
Летом 1916 г. Цветаева приехала в город Александров, где жила ее сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и др. стихотворения), а ее пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой».
В 1917 г. Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в возрасте 3-х лет.
Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.
В 1918—1919 гг. Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».
В апреле 1920 г. Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским.
В мае 1922 г. Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу. В 1925 г. после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж.
В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг нее из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.
В мае 1926 г. с подачи Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка оборвалась в конце того же года со смертью Рильке. В течение всего времени, проведенного в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком.
Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 г. в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы – «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 гг. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху – там, туда, оттуда…».
В 1930 г. написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского), чье самоубийство потрясло Цветаеву.
В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в ее творчестве 1930-х гг. («Эмиграция делает меня прозаиком…»). В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.
С 1930-х годов Цветаева с семьей жила практически в нищете.
15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве (ради возвращения в СССР он стал агентом НКВД за границей).
В 1939 г. Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево). 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 г. Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 г.
В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.
Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. 8 августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; 18-го прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». Но ей не дали и такой работы: совет писательских жен счел, что она может оказаться немецким шпионом. 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.
Пастернак, провожая в эвакуацию, дал ей для чемодана веревку, не подозревая, какую страшную роль этой веревке суждено сыграть. Не выдержав унижений, Цветаева 31 августа 1941 г. повесилась на той самой веревке, которую дал ей Пастернак.
Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 г. на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение ее могилы неизвестно.

Наследие известнейшей русской поэтессы Марина Ивановны Цветаевой (1892-1941) включает в себя шесть романтических пьес. Кдраматическойформе Цветаева обратилась в 1918-1919 гг. Внешней причиной стала дружба с коллективами студии Вахтангова и Второй студии Художественного театра; внутренней — то, что «голос, — как писала Цветаева, — перерос стихи, слиш¬ком много воздуху в груди стало для флейты».
Пьесы рассматривались автором как некое единство, которое начинающий драматург предполагал выпустить единым драматическим сборником под названием «Романтика». В него должны были войти все пьесы, кроме считавшегося утерянным «Каменного ангела». Наиболее значительными среди них были дилогия о Казанове («Приключение» и «Феникс» — именно она положена в основу спектакля).Несмотря на то, что Цветаева превосходно знала эпоху французской революции, тщательно изучала все доступные материалы, связанные со своим героем, и в целом придерживается той канвы событий, которая изложена в мемуарах самого Казановы, уже первые комментаторы отмечали, что пьесы поэтессы «строго историческими назвать нельзя», ибо Цветаева «изменила личности главных героев, придав им черты людей, которых она знала».
Пьеса «Феникс» шла к зрителю ровно 60 лет: первая постановка состоялась в 1979 году на сцене Московского областного театра драмы в рамках проекта «Театр на 25 октября» — автором моноспектакля выступила актриса, режиссер и педагог по сценической речи Ника Косенкова. В 2003 г. фрагмент пьесы был включен в постановку «До и после» Московского театра на Таганке (режиссер Юрий Любимов).
В настоящий момент «Феникс» в очередной раз восстал из пепла, оказавшись востребованным многими российскими театрами. Надеемся, что постановка нашего театра окажется яркой страницей в истории сценического освоения одной из лучших русских лирических драм ХХ века.

Премьера спектакля "Гамлет" - через -578 дней!